Главный приз десятого Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» под названием «Золотая тайга» получил фильм португальского режиссёра Сержиу Трефо «Путешествие в Португалию». Сюжет фильма-победителя основан на реальных событиях. Режиссёр рассказал историю своей подруги-украинки, муж которой — африканец.
В фильме «Путешествие в Португалию» рассказывается о том, как осуществляется процедура пограничного контроля в аэропортах Европы. До своего зрителя Сержиу Трефо попытался донести мысль о негуманном отношении представителей власти к прилетевшим иностранцам.
Главная героиня — украинка Мария — была задержана иммиграционной службой и отправлена на допрос. После того, как в полиции выясняется, что её встречает чернокожий сенегалец, у полицейских возникает множество подозрений. Они начинают видеть в Марии нелегальную иммигрантку или преступницу, занимающуюся торговлей людьми.
Для Сержиу Трефо эта работа — первая художественная кинокартина. До этого он снимал только документальные фильмы. Своей картиной «Путешествие в Португалию» режиссёр хотел привлечь внимание общественности к этой проблеме, и ему удалось вызвать политический резонанс. В парламенте Португалии прошло обсуждение проблемы прохождения пограничного контроля.
Роль полицейского инспектора сыграла актриса Ишабель Рут, которую зрители привыкли видеть в положительных ролях. Ишабель считает, что не смотря на то, что её героиня работает на правительство и действует по отношению к задержанной агрессивно, в её поступках всё же сохраняется сердце и душа.
Многие зрители отметили, что главная героиня Мария в картине носит причёску Юлии Тимошенко. Журналистам, конечно же, захотелось узнать, имеет ли такое сходство какой-либо подтекст. Но всё оказалось намного прозаичней. Фильм снимался в течение 11 дней, поэтому у гримёра было только два часа на подготовку актрисы к съёмкам. Режиссёр попросил сделать самую простейшую укладку.
Отметим, что фильм заканчивается «хэппиэндом». Мария возвращается в Португалию и обосновывается в стране на всю жизнь. Тем самым, вероятно, режиссёр постарался утвердить зрителя в мысли о том, что если человеку чего-то очень сильно хочется, то бездушные законы государства ему не помешают.