
Сказочно красивый дворец Пена
Причудливый дворец Пена, возвышающийся на скале над португальским городом Синтра, относится к той категории достопримечательностей, которые стали известны не столько в силу своего исторического значения, сколько благодаря необычной архитектуре.
В конце XV века на этой скале возникла небольшая часовня, впоследствии, в XVI веке, разросшаяся до небольшого монастыря ордена Иеронимитов. Во время катастрофического лиссабонского землетрясения 1755 года монастырь был разрушен и заброшен почти на два столетия.
Прежде чем начать разговор об истории собственно дворца Пена, следует сказать несколько слов о его создателе. Германский принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский в 1836 года женился на королеве Португалии Марии II, а в 1837 года, в честь рождения наследника престола, получил от жены королевский титул и вошел в историю как португальский король Фернанду II. Однако он никогда не играл серьезной роли в португальской политике, в том числе и потому что больше интересовался искусствами, чем государственным управлением. После ранней смерти жены, Фердинанд два года числился регентом несовершеннолетнего наследника (1853−1855), а после восшествия сына (Педру V) на престол, Фердинанд навсегда отошел от государственных дел.
Делом всей жизни для утонченного и склонного к меланхолии Фердинада стало строительство дворца Пена, начавшееся по его распоряжению в 1840 году. Это строительство стоило огромных денег и продолжалось 45 лет, до самой смерти Фердинанда в 1885 году в возрасте 69 лет.
Дворец Пена давно был построен, но Фердинанд постоянно отдавал распоряжения о высадке новых растений в саду и создании новых декоративных элементов в уже готовом дворце. Складывается впечатление, что для него сам процесс созидания был важнее результата, а потому при жизни Фердинанда строительство дворца в принципе не могло быть закончено. Развалины старинного монастыря, сохранившиеся на скале, не были снесены. Они были отреставрированы и встроены во дворец, став его органичной частью. Монастырская капелла получило место в одном из внутренних двориков дворца, а в одном из помещений дворца, находящихся неподалеку, разместилась часть руин монастыря с оригинальной плиткой XVI века. На первоначальном этапе строительства дворца им руководил немецкий архитектор барон Людвиг фон Эшвеге.
О стиле дворца Пена
С архитектурной точки зрения дворец Пена классифицируется как возведенный в романтическом стиле. В его причудливых формах сочетаются стили Мануэлино (португальская разновидность ренессанса) и Ренессанс, Готика и Мавританский стиль. Во дворце Пена есть даже специальный арабский зал, украшенный фресками в восточном стиле. Из других примечательных помещений стоит упомянуть большой банкетный зал на втором этаже и кухню, расположенную в специальном помещении с печными трубами, надстроенным над крышей.
На центральный внутренний двор дворца взирает фигура Тритона, расположенная над аркой одного из входов. Некоторые исследователи утверждают, что фигура Тритона символизирует сотворение мира. Правда это или нет, но Фердинанд действительно несколько десятилетий творил здесь свой сказочный дворец, стремясь создать для себя идеальный мир. Еще одним известным помещением дворца Пена является художественная мастерская португальского короля Карлуша I, в которой до сих пор можно увидеть написанные им картины.
Созданный в качестве летней королевской резиденции, дворец Пена всего четверть века пробыл в этой роли после смерти своего создателя. В год португальской революции 1910 года дворец Пена стал последним пристанищем вдовствующей королевы Марии Амелии, перед тем как она была вынуждена покинуть страну со своим сыном — королем Мануэлом II.